История становления экономического правосудия в Орловской области

РАЗДЕЛ 1 «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

"История предков всегда любопытна тому,

кто достоин иметь Отечество".

Н.М. Карамзин

Прототипами современных арбитражных судов  принято  считать органы государственного и ведомственного арбитража. Однако формирование в России судопроизводства, специализирующегося на рассмотрении экономических споров, имеет интересную, порой противоречивую, историю, начало которой можно отнести еще  ко  временам Киевской Руси, где в XII в. стали создаваться первые купеческие корпорации, суды для торгового сословия.

Как отмечают исследователи, идея специального коммерческого суда для рассмотрения ярмарочных, вексельных, фрахтовых и иных торговых дел впервые возникла на российской почве в тех оживленных торговых пунктах, где складывались тесные и постоянные коммерческие контакты представителей русского торгового сословия с иностранцами. Впервые об особых судах для разрешения коммерческих споров упоминается в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 г., согласно которой в Новгороде при церкви Иоанна на Опоках была организована купеческая корпорация. Этой же грамотой был учрежден «суд торговый» в составе тысяцкого, двух купцов, троих «житьих людей». Этот суд иногда именовался судом тысяцкого и рассматривал споры между участниками торгов.

Во времена правления царя Алексея Михайловича Романова в 1667 г. принят Новоторговый Устав, который   способствовал  развитию внутренней и внешней торговли русских купцов, регулировал положение иностранных торговцев, ограничивая  массовый ввоз иностранных товаров,  а также  предусматривал учреждение  обособленного органа, разрешающего торговые споры  купечества «чтоб всякой торговой промысел без волокит множился». По Новоторговому уставу 1667 г.  были учреждены Особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом. В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а с 1721 г. появился Главный магистрат, судивший торговые дела, к которым относились также налоговые, таможенные и другие дела.

16 января 1721 года Петром I утвержден  Устав (Регламент) Главного Магистрата,  призванный «...ведать всех купеческих людей судом… смотръть, чтоб было правосудие».

В августе 1727 года был утвержден Устав о таможенном словесном суде, который должен «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Как отмечает Г.Ф.Шершеневич, в этом же источнике был указан мотив судебной обособленности купеческого сословия: «дабы оные, кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы, тем в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки от него не входили». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в статье «Словесные суды» отмечено, что судопроизводство в этих судах отличалось краткостью; прошение излагалось на словах; ответчику посылалось «повестное» письмо; в случае его неявки оповещение делалось еще два раза, а после третьего раза ответчик или его приказчик приводились к суду насильно; процесс происходил в устной форме, с краткой записью информации о деле в специальную книгу. Словесные торговые суды рассматривали все споры и иски о закупке и продаже товаров, о денежных займах, «об отдаче денег, товаров или писем на сохранение», о найме лавок и судов и «по торговым отправлениям». Эти же суды разбирали споры между хозяевами и наемными работниками, между хозяевами и приказчиками.

В начале XVIII века высшей судебной коллегией и высшей апелляционной инстанцией по торговым спорам являлся IV Департамент Сената.

Первый коммерческий суд был учрежден в 1808 г. в Одессе.  Затем открылись суды в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.) и в Измаиле (1824 г.). Эти суды разрешали дела, возникающие из торговых отношений, независимо от принадлежности лица к торговому или иному сословию. Идея создания самостоятельных коммерческих судов, существенно отличающихся от сословных магистратов и ратуш, быстро завоевала популярность ввиду сложности рассмотрения торговых и вексельных споров, скоротечности протекания судопроизводства.

Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства, в котором отмечалось: «… Опыт показал, что в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства от сего происходящие, частно были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других. Пользы сего учреждения, как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные от торговых сословий, и Наше намерение твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению сей важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство спорных торговых дел того могут требовать».

Данный Указ был первым кодифицированным нормативным актом, закрепившим систему коммерческих судов России XIX – начала XX века. В соответствии с данным указом Правительствующему Сенату повелевалось учредить коммерческие суды “в обеих столицах, а потом в тех городах, где по важности и пространству торговли признано будет сие учреждение нужным”. В соответствии с вышеназванным Указом были созданы коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), Тифлисе (1853 г.) и других городах и  преобразованы ранее действующие коммерческие суды Одессы, Феодосии, Архангельска и Измаила в соответствии с новой системой,  что  позволяет говорить о том, что в 30–50-е годы XIX века в России сложилась достаточно устойчивая и стройная система коммерческих судов, опирающаяся на нормы торгового права и процесса.

Уровень организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом, впечатляет до сих пор: при коммерческом суде состояли присяжные приставы и служители, присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.

Главной особенностью производства в коммерческих судах России являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. До начала разбирательства по существу проводилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Затем он обязан был дать ответ по существу исковых требований. Протоколистом под контролем секретаря составлялся протокол. По окончании возражений и проверке представленных доказательств дело направлялось в канцелярию для составления записки, которая должна была содержать все данные и законы, разрешающие спор. Присутствующим сторонам «определение решительное» объявлялось немедленно, лично, при открытых дверях. Существовал только один порядок обжалования - апелляция. Подаче жалобы должно было предшествовать объявление неудовольствия состоявшимся решением суда до истечения 8 дней со дня объявления решения, а по делам фрахтовым, вексельным - в течение трех дней.

При этом коммерческие суды, как специальные органы,  не  были распространены повсеместно. В тех местностях, где не были учреждены коммерческие суды, торговые дела рассматривались общими судами. К указанным местностям относилась   и  Орловская губерния, в которой  торговые дела рассматривались общими судами.

Судебная  система  Орловской губернии  состояла из трех уровней. Высшими губернскими судебными инстанциями были две палаты: Палата уголовных дел и Палата гражданских дел. Это были судебные места для всех сословий.

Средним звеном судебной системы являлись сословные суды, в которых рассматривались разного рода дела, но разделенные по сословиям: Верхний земский суд для дворянства,  Губернский магистрат для купечества и мещанства и Верхняя расправа для свободных сельских обывателей. Эти судебные органы находились в центре Орловской губернии - городе Орле.

По уездным городам были рассеяны низшие инстанции: уездный суд для дворянства, городовой магистрат для купечества и мещанства и нижняя расправа для вольных сельских обывателей. Судебные сословные учреждения в уезде были подчинены сословным губернским, а последние - бессословным палатам в порядке апелляционном и ревизионном, т.е. дела переносились из низшей инстанции в высшую или по жалобам сторон, или для проверки решений, произведенных низшей инстанцией, или для произнесения окончательного решения.  

Всю систему государства возглавлял Сенат как высшая судебная инстанция

Таким образом,   магистраты  представляли собой судебные установления для всех дел купцов и мещан, представляющих торгово-промышленное население города, а также заменяли коммерческие суды в Орловской губернии.

Согласно документальным источникам Государственного архива Орловской области, в Орловском Губернском магистрате в период с 1779 г. по 1797 г. рассматривались   дела о причислении к купеческому и мещанскому сословиям вольноотпущенных дворовых людей; о разделе имений разных лиц между их наследниками; об имущественных спорах между купцами (например, дело «по прошению купцов Григория Курсанова и др. о нерасчете в торговых делах с Брянскими купцами Череновым, Бесщасновым с товарищами»); о взыскании долгов по векселям и продаже имущества несостоятельных должников.

В 1864 г. Александром II была проведена судебная реформа, которая организационно не коснулась коммерческих судов. Изменения касались только процедуры судопроизводства: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

Новая судебная система, введенная в соответствии с «Учреждением судебных установлений», была представлена  в Орловской губернии двумя структурами: мировыми и окружными судами.            На территории Орловской губернии во второй  половине XIX в. действовали два окружных суда - Орловский и Елецкий с центрами в соответствующих городах.

Орловский окружной суд располагался в здании губернских присутственных мест. К его юрисдикции относились Орловский, Мценский, Болховский, Карачевский, Брянский, Трубчевский, Севский, Дмитровский, Кромской и Малоархангельский уезды.

К Елецкому окружному суду относились Елецкий, Ливенский, Липецкий и Лебедянский уезды.

Окружной суд состоял из председателя суда, товарищей председателя и членов суда.  Товарищи председателя  возглавляли отделения гражданских и уголовных дел. В подчинении председателя были: канцелярия, архив, касса и регистратор суда. При окружном суде состояли судебные следователи, чины прокурорского надзора, частные поверенные, судебные приставы, рассыльные и  другие.

Во второй половине XIX – нач. XX в.в. Орловский окружной суд возглавляли в разные периоды времени А.С. Ильяшенко, А.Б. Сонцов-Засекин, Д.Е. Рынкевич, Н.С. Крашенинников, Л.В. Барсов, Н.М. Федоровский, Г.П. Редькин.

Елецкий окружной суд возглавляли Н.Д. Коссаговский, П.Н. Костылева, С.М. Языков.

Вышестоящим органом окружных судов Орловской губернии являлась Харьковская Судебная палата, которая являлась окончательной инстанцией для рассмотрения апелляций на решения по гражданским делам. Во главе судебной системы государства стоял Сенат.                                                         

Окружной суд Орловской губернии  рассматривал  дела  различной категории: о спорных землях между крестьянами и помещиками; о размежевании дач сел и деревень Брянского, Карачевского, Кромского и Орловского уездов; об утверждении духовных завещаний и введении в права владения имениями, усадьбами дворян, купцов и мещан губернии; о родословной графов Шереметевых; о взыскании денег с должников по векселям и закладным и др.

С небольшими изменениями судебная система просуществовала до 1917 года,  когда Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24.11.1917 «О суде» существовавшие судебные установления  были упразднены.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. В течение последующих четырех лет вплоть до перехода к НЭПу экономические и торговые споры вообще никем не рассматривались.


Рис. 1. Присутственные места. Г. Орел.


Рис. 2. Ул. Болховская (сейчас Ленина) в конце 19-начале 20 вв.

Арбитражные комиссии

Становление арбитражной системы относится к 20-м годам прошлого века – периоду НЭПа, когда в связи с развитием хозяйственных отношений, внедрением хозяйственного расчета появилась потребность в специализированных органах по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные 21 сентября 1922 года в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР. С этой датой связывается создание системы арбитражных органов. Впоследствии арбитражные комиссии были преобразованы в органы государственного арбитража, а последние, в свою очередь, – в современные арбитражные суды.


Рис. 3. Положение о порядке рассмотрения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, 1922 г.

Таким образом, первым правовым актом, регламентирующим деятельность арбитражных комиссий, было Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденное постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров от 21 сентября 1922 года. 

Положение содержало 23 статьи и определяло порядок образования комиссий, регламентировало организацию их работы и подведомственность разрешаемых споров. Так, в соответствии с указанным Положением Высшая Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) образовывалась в составе: председателя, назначаемого СТО по предоставлению Наркомата юстиции (НКЮ), и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. В соответственном порядке назначались заместитель председателя и заместители членов комиссии.

Арбитражные Комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению НКЮ, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.

Подробные правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, а равно размер судебных пошлин и сборов устанавливались Высшей Арбитражной комиссией и доводились до сведения нижестоящих комиссий в виде циркуляров. Впоследствии было принято Положение об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 года,  Положение об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 года и др.

Арбитражные комиссии рассматривали дела коллегиально в составе трех членов с участием юристов и хозяйственных руководящих работников по правилам, установленным ГПК, с некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях разрешали имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями различных ведомств. Позднее арбитражные комиссии были созданы при совнаркомах автономных социалистических республик, при исполкомах областей и губерний. В системе управления отдельными отраслями экономики были созданы ведомственные арбитражные комиссии.

Орловская Губернская Арбитражная комиссия была  утверждена Высшей Арбитражной Комиссией  15 октября 1923 года, Председателем утвержден  товарищ Тихомиров Н.Д.


Рис. 4. Выписка из протокола заседания Высшей Арбитражной комиссии при совете труда и Обороны от 15.10.1923 г.

Одними из первых Членов Губернской Арбитражной  комиссии  были  М.С. Манасыров и А.И. Вронский.

Все решения Орловской Губернской арбитражной комиссии могли быть  обжалованы  в кассационном порядке в Областную Арбитражную  Комиссию при  Воронежском Губернском Экономическом Совещании.

Дела, рассматриваемые Арбитражной Комиссией, классифицировались по роду дел: из договоров и сделок (в т.ч. купли-продажи и поставки, подряда, аренды, вексельные и прочие) и из внедоговорных отношений (об истребовании прочего имущества, о возмещении убытков и неосновательности обогащения, прочие) и по наименованию сторон: областные или районные, губернские, прочие.

Согласно Ведомости движения дел в Орловской Губернской Арбитражной Комиссии за  1 полугодие 1924 г. в производстве было  всего 5 дел следующих категорий:  между  госучреждениями,  одно дело по договорам и сделкам купли-продажи, поставки, одно дело по аренде, одно дело со смешанными сторонами - госучреждениями с предприятиями, спор, возникший  из  купли-продажи. Орловская Губернская Арбитражная  Комиссия  рассматривала споры, вытекающие из  договоров и сделок: купли-продажи, поставки, подряда, аренды, о передаче предприятий, о передаче помещений, об истребовании имущества, прочих отношений, с участием сторон: госучреждений, госпредприятий, смешанные споры с участием госучреждений с предприятиями, дела, в которых одной из сторон является кооперативная организация.

При этом в первом полугодии после  создания прослеживалась малочисленность экономических споров, находящихся на рассмотрении  Орловской Губернской Арбитражной Комиссии.

17 октября 1924 года состав Губернской Арбитражной Комиссии был пересмотрен и  утверждена  Арбитражная комиссия в следующем составе: председатель  - тов. Шелухин, члены: т. Вронский  и т. Иванов.

В апреле 1924 г. ВЦИК принято постановление об упразднении Губернских экономических совещаний в губерниях, их функции передавались непосредственно в исполнительный комитет.

06.05.1924 ЦИК и СНК ССР утверждено Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны ССР. 29.10.1924 приняты Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. В Основах предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются Высшей Арбитражной Комиссией при Совете Труда и Обороны СССР; высшими арбитражными комиссиями при Экономических Совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.


Рис. 5. Правила о производстве дел в Высшей Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны и местных арбитражных комиссиях

В период с 1925 года в правительстве возникал  вопрос о необходимости существования отдельных Арбитражных комиссий в РСФСР.       

Президиумом Орловского Губернского исполнительного  Комитета Советов Рабочих, крестьянских и Красноармейских Депутатов от 05 марта 1925 года признано целесообразным существование Губернской Арбитражной Комиссии.


Рис. 6. Выписка из протокола заседания Президиума Орловского Губисполкома от 05.03.1925

Однако дальнейшее развитие  Орловской арбитражной комиссии, как территориального органа, во многом  было определено образованием  Центрально-Черноземной области (ЦЧО) с центром в городе Воронеже  и  упразднением Орловской губернии с одновременным преобразованием ее в Орловский округ с центром в городе Орле. С 01.09.1926 Орловская арбитражная комиссия была упразднена, дела и делопроизводство переданы Воронежской Арбитражной комиссии. Постановлением ВЦИК РСФСР от 14 мая 1928 года Орловский Губернский исполком преобразован в Окружной исполком.


Рис. 7. Выписка из протокола заседания Президиума Орловского Губисполкома от 25.08.1926 об упразднении Губернской Арбитражной Комиссии


Рис. 8.  Статья в Судебно-арбитражном бюллетене «Три года деятельности Арбитражных комиссий»

В период плановой экономики предприятия торговли всех форм собственности находились в подчинении отдела внутренней торговли облисполкома  ЦЧО, который  подчинялся облисполкому и народному комиссариату торговли РСФСР.

Функции судьи по вопросам экономических конфликтов между учреждениями выполнял главный арбитр ЦЧО  при облисполкоме.

На территории Орловского округа все государственные, кооперативные и частные предприятия торговли находились в подчинении отдела внутренней торговли окружного исполкома. Особой областью исполнительной власти являлась организация непосредственного управления экономикой. Работу хозяйственных организаций координировал в ЦЧО Совет народного хозяйства. В 1932 г. система совнархозов была ликвидирована,  вопросы управления экономикой относились к ведению народного комиссариата.

13 июня 1934 г. Центрально-Черноземная область ликвидирована, на ее территории образованы 2 области: Воронежская и  Курская,  к последней  был  отнесен Орловский округ.

 Орловская область образована  постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1937 года путём выделения районов (уездов) бывшей Орловской губернии из состава приписанных  к  Курской, Западной и Воронежской областей.

В период изменения административно-территориального деления  областей Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 г. и 4 марта 1931 г. были ликвидированы, соответственно, ведомственные и государственные арбитражные комиссии.   В юридической литературе ликвидация арбитражных комиссий объясняется неоправданностью их двойственной правовой природы (по характеру деятельности они напоминали суды, однако подчинялись органам управления народным хозяйством) и слишком широкими полномочиями.

Государственный Арбитраж

На смену арбитражным комиссиям пришел государственный арбитраж, что было обусловлено внедрением хозяйственных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, в соответствии с которыми всем государственным, хозяйственным и кооперативным органам и предприятиям вменялось в обязанность оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.  В этой связи потребовался новый орган для разрешения споров между предприятиями.

Государственный арбитраж был образован в системе органов государственного управления 3 мая 1931 года. Он был учрежден с целью «разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». Правовое положение государственного арбитража регламентировало Положение о Государственном арбитраже, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 03.05.1931 № 5/298, которое с изменениями и дополнениями действовало до 1960 года.

Система арбитража включала в себя государственный и ведомственный арбитраж. Государственный арбитраж разрешал споры предприятий и организаций различного административного подчинения, ведомственный арбитраж – споры между предприятиями в рамках одного ведомства (министерства, комитета).

В связи с образованием Орловской области при Облисполкоме Орловского областного совета народных депутатов был создан Орловский Госарбитраж.

В соответствии с Положением о государственном арбитраже органы Госарбитража не были правомочны рассматривать споры между хозорганами одного и того же ведомства, состоящими на общегосударственном или местном бюджете.

С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража расширялась. Так, постановлением Совнаркома СССР от 19.12.1933 «О заключении договоров на 1934 год» на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем.

Постановлением СНК СССР от 05 декабря 1939 г. «О заключении договоров на 1940 г.» на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1953 года № 768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» госарбитраж передан в состав Министерства юстиции СССР.

С принятием постановления Совета Министров СССР от 10.06.1954 № 1153  «О  Государственном  арбитраже»  органы государственного арбитража выделены из состава Министерства юстиции СССР и подчинены непосредственно Совету Министров СССР.

Главной задачей государственного арбитража, согласно постановлению Совета Министров СССР от 23.07.1959 № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража», являлось активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение госарбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. До предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения были обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

В 1960 году Советом Министров СССР было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На его основании в 1960-1961 годах были утверждены Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

В августе 1970 года Совет Министров СССР принял постановление № 646 от 07.08.1970 «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в соответствии с которым арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 года Госарбитражи состояли при исполнительных органах и не подчинялись вышестоящим арбитражам.

17 января 1974 года Советом Министров СССР принято постановление № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража». Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

В 1977 году впервые в истории России правовой статус органов государственного арбитража был закреплен в Конституции  СССР.

Статья 163 Конституции СССР 1977 г. гласит: «Основной конституционной  функцией государственных арбитражей является разрешение хозяйственных споров».

В ноябре 1979 года Верховный Совет СССР десятого созыва принял Закон «О государственном арбитраже в СССР», определяющий организацию и порядок его деятельности. Система органов Госарбитража постепенно обособлялась от органов управления и приобретала качества независимой системы. В конце 1970-1980 гг. система государственного арбитража была выведена из подчинения органов управления, и их решения уже не подлежали пересмотру органами управления.

В Орловской области Госарбитраж был создан в 1937 году. Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1937 года была образована Орловская область, и в связи с ее образованием при Облисполкоме Орловского областного совета народных депутатов был создан Орловский Госарбитраж. Первым главным арбитром был назначен Мосин Д.И.

Становление Орловского областного арбитража было связано с промышленным строительством, поэтому высокий процент в общем количестве арбитражных споров занимали споры по строительным подрядам, поставкам продукции в области машиностроения.

В арбитражной практике 1950-1980-х годов наибольший процент занимали преддоговорные споры, возникающие при не урегулировании разногласий между предприятиями и организациями по пунктам предстоящего договора (в 1980-е годы Орловский Госарбитраж рассматривал свыше одной тысячи преддоговорных споров в год). Проекты хозяйственных договоров изучались арбитражем на предмет соответствия законодательству, а также обоснованности и четкости определения взаимных прав и обязанностей. Затем по результатам проверки договоров предприятиям предлагалось внести те или иные изменения. Кроме того, органы Госарбитража имели право возбуждать дела по своей инициативе, если располагали данными о каких-либо нарушениях.


Рис. 9. Статистические отчеты за 1959 г.


Рис. 10. Пояснительная записка к статистическому отчету


Рис. 11. Статистическая отчетность за 1959 г.

С мая 1962 г. по январь 1987 г. главным арбитром  Госарбитража Орловской области являлась Сажина Р.Ф., а с  июля 1987 г.  по 1992 г.- Ашихмина М.А., под руководством которых Орловский Госарбитраж стал одним из сильнейших в России.

Государственными арбитрами арбитража Орловской области в разное время работали Дементьев Г.А., Зайцева Л.С., Кузнецова Н.В., Ашихмина М.А., Сажина Р.Ф., Сафронова Л.А., Васильева Р.Н., Петрова Е.К.

Госарбитраж Орловской области первоначально размещался на 1-м этаже  здания Дома Советов по ул. Ленина, а с 1990 года - в здании Горисполкома по адресу: Пролетарская гора,1.

  

Рис. 12. г.Орел, пл. Ленина, Дом Советов                Рис. 13.  г. Орел,   Пролетарская гора, 1

 

Штатное расписание и кадровые вопросы  принимались решениями исполкома Орловского областного Совета народных депутатов. 

В 1989 г. штат Государственного арбитража Орловской области состоял из семи сотрудников: главного государственного арбитра - начальника отдела, трех государственных арбитров - ведущих специалистов, двух консультантов - специалистов 2 категории и одного  инспектора.

По состоянию на 1986 г. арбитражом  при Орловском облисполкоме  рассмотрено 2767 дел, из них 107 дел возбуждено по инициативе арбитража и 2602 - по поступившим исковым заявлениям. Арбитраж рассматривал споры, возникающие  при заключении, изменении и расторжении договоров, при исполнении хозяйственных договоров (просрочка поставки, качество продукции, недостача). В 1987 г. Госарбитражем области было рассмотрено 3032 дела,  в 1989 - 3584 дела.  В 1990 г. рассматривались споры об изменении условий поставки, об обязании заключить договор, о разногласиях по поставкам продукции, включая взыскание денежных средств за недопоставку продукции. Кроме непосредственного рассмотрения дела, к функциям Госарбитража относилось рассмотрение преддоговорных споров, в том числе по сложным вопросам - с выездом на место (на сталепрокатный завод, ПО «Промприбор», ПО «Ливгидромаш» и др.). Госарбитражом Орловской области  проводились семинары и лекции с участием представителей предприятий Орловской области  о порядке заключения договоров на поставку продукции и товаров, на проведение научно-исследовательских работ и т.д. В соответствии с планом работы  также проводился анализ работы предприятий по защите своих прав в случаях издания вышестоящими органами актов с нарушениями требований законодательства, а также по возмещению убытков, причиненному предприятию в результате выполнения указаний вышестоящего органа.

 С учетом возрастающей нагрузки штат Государственного арбитража Орловской области на 1990 год был увеличен и состоял  из 18 сотрудников: главного государственного  арбитра, заместителя главного государственного арбитра, шести государственных арбитров, одного ведущего специалиста, шести специалистов 2 категории, заведующего канцелярией, инспектора  и заведующего хозяйством.

17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменившие деятельность арбитражных органов: Закон "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". Эти законы устанавливали судебный порядок защиты прав и интересов предприятий и организаций. Кроме того, новыми законами предусматривалось расширение компетенции арбитража - теперь в его ведении оказывались и споры о признании недействительными ненормативных актов органов государственного управления.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде". 5 марта 1992 года принят первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 26 июня 1992 года — Закон "О статусе судей в Российской Федерации", признавший арбитражных судей полноправными членами судейского сообщества. Наконец, принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации признала самостоятельность органов судебной власти и определила место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие с 1 октября 1991 года Закона РСФСР «Об арбитражном суде» органы государственного арбитража в РСФСР, образованные и  укомплектованные в соответствии с Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР», исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания в установленном порядке соответствующих Арбитражных судов.

С 1 октября 1991 года на территории РСФСР упразднялись арбитражи и иные аналогичные  органы в системах министерств и ведомств, на предприятиях и в организациях.

К моменту реорганизации Госарбитража в Арбитражный суд (1991-1992 годы) в Орловском Госарбитраже работало четыре госарбитра (Ашихмина М.А. работала главным арбитром,  а Дементьев Г.А., Сажина  Р.Ф., Кузнецова Н.А. -  государственными арбитрами), рассматривавших споры по поставкам металлопродукции, по договорам контрактации сельскохозяйственной продукции, по капитальному строительству, споры по делам, связанным с перевозками и т. д.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 11.07.1992 № 2970-1 «Об избрании Орловского областного арбитражного суда»  уже в июле 1992 года  был сформирован Орловский областной арбитражный суд, председателем суда избрана Ашихмина Маргарита Александровна, заместителем председателя областного арбитражного суда - Гайдукова Любовь Николаевна.

Первыми судьями Орловского областного арбитражного суда,  избранными в период 1992-1993 гг., стали  Юдина А.Н., Дементьев Г.А., Короткова Л.В., Кузнецова Н.В., Пронина Е.Е.,  Соколова В.Г.,  Сафронова Л.А.,  Смирнова Л.И. (Тонконог в наст. вр.), Турьева Л.П. (Парфенова  в наст. вр.), Володин А.В.,  Захарова В.Н., Климов В.А.

Изначально в  Орловском областном арбитражном суде  были сформированы две коллегии:

-  по разрешению дел по экономическим спорам и спорам, возникающим в сфере управления,   под  председательством    Юдиной А.Н.

- по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу, под председательством   Сафроновой Л.А.

 

 


Рис. 14. Постановление Верховного Совета РФ от 11.07.1992 № 2970-1 «Об избрании Орловского областного арбитражного суда»

 


Рис. 15. Приказ Орловского областного арбитражного суда №30 от 01.07.1992


Рис. 16. Приказ Орловского областного арбитражного суда №31 от 02.07.1992

Первыми специалистами Орловского областного арбитражного суда являлись  Вдовиченко Н.Н., Некрылов П.Е.,  Шрамук Л.В., Гаврющенко Г.А., Молодцова Т.И., Семина И.И., Дьячкова Т.И., Афонина Т.А., Комарова И.А., Перелыгина А.А., Ветрова А.Н.

С момента образования Орловский областной арбитражный суд располагался в нескольких арендованных комнатах (помещениях госарбитража) на первом этаже здания  городской администрации по адресу: Пролетарская гора, 1, а затем, в связи с потребностью в дополнительной площади  для  кабинетов судей, дополнительно снимались комнаты в гостинице «Салют», расположенной по адресу:  г.Орел, ул. Ленина, 36.

С 1993 года  арбитражный  суд занимал   помещения на четвертом этаже здания по ул. Салтыкова-Щедрина, 22, а судьи кассационной  коллегии оставались в ранее занимаемом арбитражным судом помещении в здании городской администрации.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, формирование нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия, определили необходимость реформирования системы арбитражных судов. 

С 1 июля 1995 г. вступили в силу Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, чем ознаменовалось начало нового этапа в становлении арбитражных судов.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, стала осуществляться апелляционными инстанциями тех же судов и федеральными арбитражными судами округов, действующими в качестве кассационных инстанций по отношению к определенным группам арбитражных судов субъектов Российской Федерации, образующим трехзвенную систему.

Компетенция арбитражных судов была расширена за счет отнесения к их подведомственности споров с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Высший Арбитражный суд РФ перестал быть судом, выполняющим функции второй инстанции, а стал высшим судебным органом страны в системе арбитражных судов, целью которой стало обеспечение единообразия  правоприменительной практики.

В  свете нового законодательства в Арбитражном суде Орловской области   в 1995 году образована  апелляционная инстанция в  виде судебных составов, формируемых из  судей первой инстанции.

К 1996 г. в стране действовали 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, 10 Федеральных арбитражных судов и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

С 1995 г. проверку судебных актов, принятых в  первой  и апелляционной инстанциях  Арбитражным судом  Орловской области и других судов (Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области)  осуществлял Федеральный арбитражный суд Центрального округа, расположенный в  г. Брянске.

В связи с введением в систему арбитражных судов Арбитражных апелляционных судов, апелляционной инстанцией по проверке законности и обоснованности судебных актов Арбитражного суда Орловской области, принятых в первой инстанции,  с  марта  2006г.  является   Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, а проверка судебных актов, принятых так же арбитражными апелляционными судами - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (с 10.05.2012 переведен из г. Брянска  в  г. Калугу, а с 06.08.2014 переименован в Арбитражный суд Центрального округа).

31 августа 2005 года Указом Президента РФ № 1001 председателем Арбитражного суда Орловской области назначен Бумагин Александр Николаевич. Под руководством Бумагина А.Н. была проведена весомая работа по становлению суда и организации арбитражного процесса.

Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 506 на должность председателя Арбитражного суда Орловской области на 6-летний срок полномочий назначен Шурыгин Сергей Дмитриевич.

Главными приоритетами деятельности председателя арбитражного суда Орловской области  Шурыгина С.Д. является  повышение  качества  и условий работы судей и работников аппарата суда, обеспечение единообразия судебной практики и правоприменения, соблюдение  законодательства Российской Федерации при осуществлении правосудия, своевременное рассмотрение дел.  Статистические данные свидетельствуют о стабильном росте качества принимаемых судебных актов в Арбитражном суде Орловской области, снижении показателей отмены судебных актов арбитражного суда в судах вышестоящих инстанций, сокращении количества нарушений сроков рассмотрения судебных дел.

Благодаря  профессионализму  действующих судей  Полиноги Юрия Владимировича, Постникова Георгия Владимировича, Нефедовой Ирины Викторовны, Юдиной Аллы Николаевны, Коротковой Людмилы Владимировны, Парфеновой Людмилы Петровны, Соколовой Валентины Гавриловны, Родиной Галины Николаевны, Жернова Андрея Андреевича, Игнатовой Нины Ивановны, Капишниковой Татьяны Ивановны, Карасева Владимира Владимировича, Карловой Инны Сергеевны, Клименко Елены Викторовны, Аксеновой Татьяны Владимировны, Лазутиной Олеси Игоревны, Подрига Натальи Владимировны Арбитражный  суд Орловской области занимает достойное место в судебной системе России.